8 (9510) 94-52-44
8 (8422) 96-28-28
8 (9603) 65-13-21

Как помочь своему ребенку правильно произносить звук «Р»?


Большинство родителей и по сей день обращаются к логопеду с одним запросом: сделайте так, чтобы мой ребенок правильно говорил букву «р».

Во-первых, говорим и слышим мы звук «р», а буква – это графический знак, который мы пишем и читаем. Во-вторых, очень часто родители считают ,что у их ребенка нет только одного звука «р»,но как правило, нарушается и произношение звука «рь» или всей группы соноров: звуки «р», «рь», «л», «ль». Бывают и более серьезные речевые нарушения, когда нарушено произношение и других групп звуков: «свистящие» и «шипящие», звуки раннего онтогенеза «к», «г», «в», «ф» или страдает не только звукопроизношение, но и другие уровни речевого развития: лексический запас, грамматика, связная речь. И даже внимательные родители могут этого просто не замечать.

Поэтому перед тем как пытаться помочь своему ребенку самостоятельно, обязательно надо проконсультироваться с профессиональным логопедом, который, возможно, направит вас к неврологу или ортодонту, если увидит у вас более серьезные проблемы, чем отсутствие только одного звука «р».

Важно понять, что же мешает вашему ребенку говорить этот звук правильно: укороченная подъязычная уздечка или недостаточно сильные, подвижные мышцы органов артикуляции, нарушения тонуса языка. Может быть, ребенку еще 3-4 года и вы предъявляете к нему завышенные требования, заставляя «рычать»? Звук «р» - звук позднего онтогенеза и считается нормой его отсутствие до 5-6 лет. А раннее побуждение со стороны взрослых вызвать звук «р» у ребенка может спровоцировать появление «горлового» «р», которое очень трудно исправляется. Если же вы уже были на консультации у логопеда и вам сказали, что у вас неправильно произносится только один звук «р» и нет больше сопутствующих нарушений, или если у вас нет возможности попасть к логопеду, то вы можете воспользоваться приведенной ниже информацией, чтобы помочь своему ребенку произносить звук «р» правильно.

I этап – подготовительный. Артикуляционная гимнастика для звука «Р».

Артикуляционная гимнастика нужна для подготовки речевого аппарата к произнесению звука «р».  Артикуляционная гимнастика поможет придать языку гибкость, подвижность, научит правильной подаче струи воздуха и заложит основы для дальнейшего правильного произнесения звука «р». Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После того, как он немного освоится, зеркало можно убрать. Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следить за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла. Выполнять артикуляционную гимнастику необходимо каждый день по 5-10 минут. (См. Приложение 1)

II этап – Постановка звука «р». 

После того, как вы подготовили органы артикуляции вашего ребенка: укрепили язычок, растянули подъязычную уздечку, выработали правильную воздушную струю при помощи регулярных артикуляционных упражнений можно приступать к постановке звука «р».
Для этого вам понадобится обыкновенная ватная палочка или пластиковая палочка для коктейля с маленьким шариком на конце. Постановку звука «р» лучше производить, когда ребенок лежит, так язычок принимает правильное положение и звук появляется быстрее.
Попросите малыша лечь на спину и поднять широкий язык за верхние зубы на бугорки . При этом ребенок «заводит мотор машины» — многократно проговаривает звук д – ддддддддддд. В это время нужно начать производить ватной палочкой или пластиковым зондозаменителем с щариком на конце частые колебательные движения справа налево под языком от одного угла рта к другому. От  этого будет слышаться рокочущий звук дддррррррр. Мотор завелся, машина поехала и рычит дрррррррр! Полезно чередовать упражнение «заведи мотор» с артикуляционным упражнением «чихаем на «грибочек»». Сначала мы помогаем ребенку вызвать вибрацию язычка, а потом добавляем правильную воздушную струю и получается звук дррр.
Конечно, редко получается с первого раза вызвать звук «р». Но, если вы будете с упорством и регулярностью выполнять артикуляционную гимнастику и каждый день вызывать звук «р», то ваши усилия непременно увенчаются успехом! Со звуком «р» как нельзя лучше действует закон количества, переходящего в качество. Чем чаще Вы занимаетесь, тем быстрее получите результат.

III этап – Автоматизация звука «р». 

После того, как Вам удалось вызвать звук «р» в сочетании «др», необходимо будет этот звук «раскатать», т.е. удлинить «дррррррррр», «тррррррррр» а потом приступать к автоматизации звука в слогах, словах и предложениях. В этом вам помогут различные логопедические тетради по автоматизации звука «р». (См. Приложение 2)На этом же этапе можно будет поставить его мягкий вариант звук «рь», пробуя проговаривать звук «р» в слогах с гласными второго ряда «ря», «ре», «ри», «рю».

IV этап – Дифференциация звука «р» и введение его в активную речь.

Когда Ваш ребенок будет свободно говорить звуки «р» и «рь» в словах и предложениях, тогда можно будет приступить к этапу дифференциации звука «р» от часто смешиваемых с ним звуков «рь», «л», «ль». В этом Вам также помогут различные логопедические тетради по дифференциации звуков. (См. Приложение 2)
И вот наступил очень важный момент – ваш ребенок легко говорит звук «р» в словах и предложениях, но почему-то в спонтанной речи продолжает говорить по-старому? Вы находитесь на этапе введения звука в собственную речь ребенка. Все дети по-разному проходят этот этап: кто-то, едва научившись «рычать», сразу начинает везде вставлять правильный звук «р». Кто-то достаточно долго не вводит новый звук в собственную речь, хотя во время занятия, когда он себя контролирует, везде говорит звук правильно. Теперь ваша задача - постоянно поправлять ребенка, напоминая, чтобы он правильно произносил звук «р» в своей речи. Хотя детям обычно не нравится, когда их постоянно поправляют. Тогда можно устраивать игру «15 минут красивой речи», т.е. договариваемся с ребенком, что 15 минут он будет говорить правильно, а если ошибется, то вы его будете поправлять. В конце ребенку можно дать приз, если он справился с заданием. Еще можно попросить дошкольника нарисовать символ звука «р», например рычащего тигренка и развесить такие картинки-напоминалки в каждой комнате. Если ребенок забывает говорить звук «р» ,то подводить его к картинке и объяснять, что тигренок расстраивается, старайся говорить правильно.
Будьте настойчивы, последовательны, терпеливы и Ваш ребенок обязательно будет говорить правильно и красиво. Если же Вы понимаете, что сами не справляетесь, то обращайтесь за помощью к специалистам-логопедам, ведь красивая, грамотная речь - залог будущих успехов Вашего малыша!

 

 


Приложение 1. Комплекс артикуляционной гимнастики для звука «р»
1. «Окошко».
Широко открыть рот, язык свободно лежит во рту, кончик находится у нижних зубов. Удерживать рот в таком положении на счет от 1 до 5. Закрыть рот, удерживать закрытым на счет от 1 до 5. Повтор 3-5 раз.

2. «Улыбочка».
Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе, но не видны. Удержать под счет от 1 до 10.

3. «Трубочка».
Зубы сомкнуты. Губы вытянуты вперед. Удержать под счет от 1 до 10.

4. «Заборчик».
Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны. Удержать под счет от 1 до 10.

5. «Хоботок» («Бублик»).
Зубы сомкнуты. Губы вытянуты вперед и округлены. Верхние и нижние резцы видны. Удержать под счет от 1 до 10.

6. Чередование «Улыбочка» - «Трубочка», «Заборчик» - «Бублик». Удержание каждой артикуляционной позы 4-8 сек., до 5 повторов.

7. «Месим тесто». («Накажем непослушный язычок»).
Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя.

8. «Блинчик».
Удерживать расслабленный язык в спокойном положении под счёт от 1 до 10. Рот чуть приоткрыт. Губы не напряжены, не растягиваются в широкую улыбку. Нижняя губа не натягивается на нижние зубы. Язык не высовывается далеко, он только накрывает нижнюю губу. Повтор 3-5 раз.

9. «Вкусное варенье».
Улыбнуться. Приоткрыть рот. Широкий язык положить на нижнюю губу. Поднять широкий язык на верхнюю губу. Движением сверху вниз убрать язык за верхние зубы. Закрыть рот. Язык не сужается. Нижняя челюсть неподвижна.

10. «Чашечка».
Рот широко открыть. Сделать «Блинчик», кончик языка и боковые края поднять вверх, придавая языку форму «Чашечки». Удержать под счет от 1 до 10. Завести «Чашечку» в рот за верхние зубы и удержать под счет от 1до 5.

11. «Качели».
Язык высунуть изо рта. Широкий кончик языка поднимать к носу, а затем опускать к подбородку. 5-10 повторов.

12. «Маляр».
Открыть рот, широким кончиком языка погладить нёбо, делая движения вперед-назад (от зубов вглубь ротовой полости и обратно). Язык- «кисточка» красит «потолок». Повтор 6-8 раз.
13. «Лошадка».
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижать к нёбу, со щелчком оторвать. Следить, чтобы губы были в улыбке, нижняя челюсть не двигалась. Темп цоконья лошадки то замедляется, то ускоряется.

14. «Грибок»
Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счёт от 1 до 10. Подъязычная уздечка языка — это «ножка» гриба, язык — его «шляпка». Боковые края языка плотно прижаты к нёбу, губы не натягиваются на зубы. Повтор 3-5 раз.

15. «Гармошка».
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижат к нёбу (язык присасывается) и, не опуская языка, раскрывать и закрывать рот. При открывании рта губы в улыбке и остаются неподвижными, язык не провисает. 5-10 повторов.

16. «Индюк».
Рот открыть, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы - добавить голос, пока не послышится бл-бл ( индюк болбочет).

17. «Барабанщик».
Рот открыт. Губы в улыбке. Стучим кончиком языка по верхним альвеолам, многократно и отчетливо произнося звук д-д-д.
Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

18. «Сорока» («Чихаем на «грибочек»).
Рот открыт. Губы в улыбке. Приклеить широкий язык к небу - «грибочек», а затем сильно выдохнуть, будто чихнуть «тр-р-р» (сорока трещит). 5-10 повторов.

Приложение 2. Список рекомендуемой литературы.
Богомолова А.И. Нарушение произношения у детей: пособие для логопедов.-- М.: Просвещение, 1979.
Ткаченко Т.А. Логопедическая энциклопедия.-М.:Мир книги,2010 г.
Комарова Л.А. Автоматизация звука Р в игровых упражнениях. Альбом дошкольника.-М.: Гном,2015.
Комарова Л.А. Автоматизация звука Рь в игровых упражнениях. Альбом дошкольника.-М.: Гном,2015.
Азова Е.А.,Чернова О.О. Учим звуки Р,Рь. Домашняя логопедическая тетрадь. Для детей 5-7 лет.-М.Сфера, 2014.
Азова Е.А.,Чернова О.О. Учим звуки Р,Рь,Л,Ль. Домашняя логопедическая тетрадь. Для детей 5-7 лет.-М.Сфера, 2016.
Жихарева-Норкина Ю.Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми. Выпуск 3. Звук Р.-М:Владос,2015.
Жихарева-Норкина Ю.Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми. Выпуск 4. Звук Рь.-М:Владос,2014.

Статью подготовила Тихонова Екатерина Геннадьевна учитель-логопед центра коррекции речи «Логопед и Я», г. Ульяновск.

 

Яндекс.Метрика