Мелкая моторика
Вспомните, в устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев, например, известная всем «Сорока-воровка…». Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие детей. А уже в наше время сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ доказали, что тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи.
Что же делать? Как помочь нашим детям?
Существуют приятные и увлекательные способы обеспечить развитие мелкой моторики, а значит, избежать множество неприятных моментов в будущей школьной жизни вашего малыша.
- Предложите своей маленькой дочурке превратиться в Золушку и разложить в две разные кружечки фасоль и горох, которые Вы перемешали в большой чашке.
- С сынишкой можно провести игру-соревнование на скорость. Кто скорее, папа или сын разложит большие и маленькие болтики или гайки в два разных контейнера?
- Покажите малышу, как можно складывать забавные фигурки из спичек или счетных палочек. Пусть сложит лесенку, елочку, домик, кроватку для куклы.
- Выкладывайте с ребенком узоры из гороха, фасоли, желудей. Используйте для основы картонку с тонким слоем пластилина.
- Лепите со своим крохой из пластилина, играйте в мозаику и пазлы.
- Учите ребенка застегивать и расстегивать пуговицы, шнуровать ботинки, плести косички из разноцветных шнурков.
- Как можно раньше купите малышу краски для рисования пальчиками. Сколько восторга и пользы от такого рисования! Двухлетний малыш справится с рисованием мягкой кисточкой. А трехлетнего нужно научить правильно держать карандаш, и тогда вскоре Вы получите первые шедевры маленького художника. В деле обучения ребенка рисованию Вам помогут книжки-раскраски.
- И наконец, игры с пальчиками или пальчиковая гимнастика. Проводите подобные упражнения регулярно и Вы увидите, что ребенок стал быстрее запоминать рифмованные тексты, а его речь стала более четкой и выразительной. Выразительно произносите текст и показывайте ребенку сопровождающие его движения. Пусть попробует делать гимнастику вместе с Вами, сначала хотя бы договаривая текст.
Упражнение «Дождик».
| Вышел дождик на прогулку. Он бежит по переулку, Барабанит по окошку, Напугал большую кошку, Вымыл зонтики прохожих, Крыши дождик вымыл тоже. Сразу город мокрым стал. Дождик кончился. Устал. |
Шагаем пальчиками обеих рук по столу. На каждую строку загибаем на обеих руках пальцы, начиная с больших. Встряхиваем ладонями, как будто отряхиваем их от воды. Кладем ладони на стол |
Упражнение «Грибы».
|
На поляне- толстячок. |
Правая рука сжата в кулак и поднята перед собой. |
Упражнение «Овощи».
|
Словно красный светофор |
Развести полукругом пальцы обеих рук и соединить одноименные пальцы (помидор) Развести руки с стороны, показать длину воображаемого огурца. Пальцы каждой руки собраны в щепоть, поочередно поднимаем руки – «дергаем морковку» |
Упражнение «Фрукты».
|
Я не бью баклуши- Собираю груши! Яблоки сорву- Друга позову. Чищу я банан- Другу тоже дам! |
Левая рука полукругом перед грудью-«корзина», правая-«рвет груши с дерева и кладет в корзину» Смена рук. Левая рука «держит банан», правая-«чистит» |
Упражнение «Игрушки»
|
Я с игрушками играю: Мячик я тебе бросаю, Пирамидку собираю, Грузовик везде катаю. |
Руки перед собой, сжимаем- разжимаем пальцы обеих рук. Протягиваем руки вперед-«бросаем мяч» Прямые кисти ладонями вниз поочередно кладем друг на друга несколько раз. Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки- «катаем машинку» |
Упражнение «Одежда»
|
Мы наденем шапки, Шарфики, перчатки. Можем мы немножко застегнуть застежки, Обувать на ножки Яркие застежки. |
Показываем на голову, шею и руки. Левая рука на животе, правая движется от живота к шее-«Застегиваем молнию» Показываем на ноги |
Упражнение «Транспорт»
|
Вот на небе самолёт Отправляется в полёт. Вот кораблик поплывёт, Носом волны разведёт. А до самого порога Для машин идет дорога. |
Прямая кисть взлетает «вверх» Одноименные пальцы, кроме больших, соединены подушечками, протягиваем руки вперед. Руки перед собой сжаты в кулаки и движутся по кругу-«крутим руль» |
Упражнение «Дружные ребята».
|
Дружат в нашей группе Девочки и мальчики. Мы с тобой подружим Маленькие пальчики. Раз, два, три, четыре, пять… Начинай считать опять. Раз, два, три, четыре, пять… Мы закончили считать. |
Пальцы ритмично соединяются в замок и разъединяются. Одновременно дотрагиваемся подушечками пальцев одной руки до пальцев другой руки. Поочередно соединяем одноименные пальцы: большой с большим, указательный с указательным и т.д. Одновременное касание подушечками пальцев двух рук. Поочередное касание Кисти рук опустить вниз, встряхнуть. |
